Около 75% компаний вернули сотрудников в офис!

Пандемия Covid-19 открыла для нас доселе невиданную возможность - переход на разные форматы учебы и работы. Но сейчас многие компании возвращаются к офисной модели, видя в ней больше преимуществ для бизнеса. Риторика работодателей также поменялась и они теперь настаивают на общей, дружной работе оффлайн. Вот только такому возвращению к прежним правилам обрадовались далеко не все.
Октябрь и ноябрь 2024 года стали временем "переписи населения" в мире офисов! Онлайн-анкеты и личные интервью выявили сенсационный факт: после ковидной эры удаленки, офис триумфально вернулся в нашу жизнь! Три четверти работодателей (77%) снова заполнили привычные кабинеты сотрудниками. Но не все так однозначно! Офисная жизнь уже никогда не будет прежней: почти половина респондентов (46%) и работодателей (54%) выбрали гибридный режим – микс работы из дома и офиса.
"Пандемические прогнозы о стагнации на рынке офисной недвижимости не подтвердились, — комментирует результаты исследования директор по маркетингу и коммуникациям O1 Properties Анастасия Архипова. — Вместо этого сегодня мы видим, что с возвращением персонала к привычному формату работы все больше работодателей хотят сделать офис комфортным местом для работы и досуга сотрудников".
А за январь 2025-го года более 75% компаний вернули основную часть сотрудников к режиму работы из офиса. Всё больше работодателей зовут сотрудников обратно в офисы — как на три дня в неделю, так и на все пять. А 23% так и полностью планируют отменить удалённую работу для всех работников, а не только для конкретных отделов. И лишь 11% работодателей полагают, что работа из дома может быть такой же эффективной, как из офиса. Мнения сотрудников разделились почти поровну: офис выбрали 54%, удаленку – 46%. Причем женщины готовы уволиться чаще (53%), ведь для многих это единственный шанс совмещать работу и воспитание детей.
Что заставляет работодателей так настойчиво звать "беглецов" из удаленки обратно в офисы? Три кита стоят за этим желанием:
1. Борьба с "тихим уходом": Тихое увольнение, или quiet quitting, — неформальный термин, означающий ситуацию, когда сотрудник физически остается на рабочем месте, но фактически перестает вкладываться в работу. Офис – бастион против "тихих увольнений", когда сотрудник вроде бы на месте, но огонь в глазах погас. Нет перспектив, нет вовлеченности, нет лояльности – и вот уже человек просто отбывает номер, не желая жертвовать личной жизнью ради работы без отдачи.
2. Сила коллектива: Удаленка – враг коммуникации и командного духа. Виртуальные посиделки не заменят живого общения, контроль ослабевает, а связь с компанией тает на глазах. Руководители опасаются, ведь крепкая корпоративная культура, основанная на едином духе, – залог процветания компании.
3. Налоговый капкан: Российские компании столкнулись с финансовыми трудностями при работе с удаленщиками за границей. Потеря налогового резидентства грозит повышением НДФЛ с привычных 13-15% до внушительных 30%!
Сами сотрудники, по словам профессора Питтсбургского университета Марка Ма, довольно неохотно возвращаются в офисы после того, как ощутили вкус удалённой работы. «До пандемии большинство людей не считали работу из дома подходящим для них вариантом, — отмечает Ма. — Сейчас у большинства людей есть опыт работы из дома. Они знают, что работать дома так же эффективно, как и в офисе. Некоторые люди могут думать, что это даже более эффективно». При этом компании, рассчитывающие лучше контролировать сотрудников, работающих в офисе, заблуждаются. Люди могут уклоняться от своих обязанностей в офисе так же эффективно, как и дома. В этом убеждён председатель отдела управления бизнес-школы Колумбийского университета Стефан Мейер. «До того, как появился "тихий уход", был Microsoft Solitaire... Это не новое явление. Люди и раньше отлынивали от работы в офисе. Вы не можете контролировать их ни в офисе, ни дома».
Как справедливо подметил архитектор Даниш Курани: офисное пространство должно способствовать продуктивной работе и вдохновлять, но часто, наоборот, вызывает лишь дискомфорт. По словам Курани, некоторые компании застряли в «допандемийном» 2019 году и ждут, что сотрудники просто смирятся с необходимостью вернуться в офисы, вместо того чтобы переосмыслить их дизайн. Это, говорит он, заведомо проигрышная стратегия.
"Некоторые руководители решат, что перепланировка офисов — это излишняя возня и прихоть. Но спросите себя: почему же сотрудники так не хотят туда возвращаться? - замечает сам архитектор, - Что-то мне подсказывает, что дело вовсе не в том, что они не хотят работать. Причина в другом: для них офисы в текущем виде просто не похожи на место, где можно повысить свою эффективность".
Именно такие современные, продуманные и комфортные рабочие пространства становятся лидерами на рынке коммерческой недвижимости и заслуживают внимания профессионального сообщества. Лучшие из них ежегодно становятся номинантами премии Arendator Awards, подтверждая высокий уровень качества и инновационности офисной среды. Если ваш бизнес-центр вдохновляет на работу и соответствует самым высоким стандартам — подавайте заявку на участие в премии и заявите о себе!