Почему сегодня девелоперы выбирают редевелопмент?
Строительство нового проекта обойдётся в десятки раз выгоднее реновации старого здания, так почему же всё больше девелоперов с каждым годом отдают предпочтение постройкам прошлых лет?
Что это: Дань моде? Желание приобщиться к историческому наследию? Выгодная инвестиция? Или банальная нехватка территорий?
Ведущие игроки рынка коммерческой недвижимости поделились своим мнением и рассказали, почему сегодня они решили выйти на этот, пока ещё новый для российской недвижимости, но уже перспективный рынок.
Гурген Шекоян, основатель и генеральный директор сети корпоративных коворкингов CODE:
«Сегодня редевелопмент – это возможность для не очень крупных компаний изменить и сделать что-то новое в центре Москвы. Мы выбрали офисный сектор, так как ниша относительно свободна и ближайшие 5-10 лет только будет наполнятся. Поэтому сейчас самое время заняться офисной недвижимостью, редевелопментом, созданием нового старого фонда.
Редевелопмент сегодня нужен еще и потому, что это некая самореализация для компании и способ показать, что мы улучшаем Москву, а не только строим новое. Это возможность для не очень крупных компаний выходить на строительный рынок и выкупать здания, реновировать их. Это возможность создать хороший продукт в лучшей локации».
Анна Урейская, директор по градостроительному регулированию и внешним связям Capital Group:
«Возможность сохранить исторические наследие для будущих поколений – это вопрос культуры каждой страны, но как сохранить и интегрировать историческую застройку с новым строительством – это вопрос, который стоит в повестке не только Москвы, но и всех городов России.
Наш интерес к редевелопменту обусловлен прежде всего дефицитом площадок под новое строительство в границах третьего транспортного кольца. К сожалению, на сегодняшний день, пользователей, которые готовы управлять объектом редевелопмента или сделать из него качественный успешный проект, очень мало. Поэтому многие объекты стоят у нас в аварийном или удовлетворительном состоянии».
Вера Сецкая, президент Sawyer Group:
«Девелоперу построить новое в 20-30-40 раз легче, чем заниматься памятником. Ведь исторический объект – это сложные технологические и строительные вопросы, так как много нюансов в старых зданиях, которые непредсказуемы. Также не забываем, что в редевелопменте происходит замена на новые материалы, но максимально похожие на исторические. И, конечно, это финансово не выгодно. Это дороже, чем построить новое здание.
Так почему же мы все-таки этим занимаемся? Первая причина, это залог. Мы покупаем здание, которое подлежит реконструкции и это уже актив в кармане компании, под который ты можешь получать банковское финансирование. И это здорово.
Вторая и самая главная причина, историческое здание это изюминка вашей компании, фишка. Объект всегда будет более ценным активом, чем новое здание, построенное в этом же стиле».